Рентабельность продаж – финансовый показатель, который в процентах показывает, насколько эффективно работает каждый рубль. Рассчитать его очень просто: достаточно разделить чистый доход на выручку. Рентабельность в цифрах отражает финансовое благополучие организации.
- Формула расчета рентабельности продаж
- Формула рентабельности продаж по чистой прибыли
- Формула рентабельности продаж в процентах
- Формула рентабельности продаж по балансу
- Онлайн калькулятор расчета рентабельности продаж
- Пример расчётарентабельности продаж
- Пример 1
- Пример 2
- Пример 3
- Объясняем смысл показателя
- Важность показателярентабельности продаж
- Нормы рентабельности продаж
Формула расчета рентабельности продаж
Рентабельность – показатель, который показывает грамотность использования финансовых потоков. Он рассчитывается так:
- Чистая Прибыль (ЧП) – размер выручки за исключением себестоимости, налогов, расходов, добавив дополнительные доходы.
- Выручка (В) – фактически поступившие деньги от деятельности предприятия.
- Рентабельность продаж (РП)
Формула рентабельности продаж по чистой прибыли
Рентабельность показывает, какую прибыль дает каждый потраченный рубль. Рассчитать показатель просто: нужно разделить прибыль после налогов на выручку. Формула ROS выглядит так:
Рентабельность показывает, насколько хорошо управленцы производства могут контролировать финансовые потоки: расходы и выручку. Также этот показатель является сигналом, если ценовая политика ведется неверно. Считается, что рентабельность может показывать доходность предприятия, – ряд аудиторов считает, что по этому показателю можно оценивать операционную деятельность организации.
Формула рентабельности продаж в процентах
Показатель ROS необходим, когда необходимо оценить дела на предприятии. Его можно отразить как отношение между прибылью и затратами. Результат интерпретируется в процентном выражении.
Рентабельность показывает, насколько эффективно идут дела у компании. При необходимости руководству нужно своевременно реагировать на изменения данного показателя. Коэффициент выражается исключительно в процентах, определять его как количественный показатель неправильно. Формула его следующая:
Формула рентабельности продаж по балансу
Рассчитать рентабельность, используя лишь баланс, очень просто. Всю необходимую информацию можно получить из Формы 2 ББ. Таким образом, формула расчета:
В Бухгалтерском балансе представлена вся финансовая информация об активах предприятия, его обязательствах и сумме собственного капитала. Примечательно, что значения представляются на начало и на конец периода, благодаря чему можно оценить расчетный коэффициент в динамике. Учитывайте, что на РП влияют такие значения, как стоимость собственного капитала, инвестиции, сумма активов – как оборотных, так и внеоборотных.
Материал по теме: Как правильно писать деловые письма?
Онлайн калькулятор расчета рентабельности продаж
В интернете можно найти массу онлайн калькуляторов, которые позволяет быстро рассчитать рентабельность продаж. Для этого вы можете воспользоваться удобной формой.
Пример расчёта рентабельности продаж
Общая формула рентабельности продаж показывает лишь одно – насколько эффективно идут дела на предприятии. Подсказать, где именно в бизнесе имеются проблемы, он не сможет.
Пример 1
Проанализирует рентабельность продаж компании за 2 года. Как изменился показатель? Вводные данные следующие:
2018 год | 2019 год | |
Чистая прибыль | 613 | 585 |
Выручка | 2850 | 260 |
Коэффициент за 2018 год равен:
ROS на 2018 = 613 / 2850 = 0,215 или 21,5%.
Коэффициент за 2019 год равен:
ROS на 2019 = 585 / 2670 = 0,219 или 21,9%.
Изменение рентабельности продаж таково:
Дельта ROS = 21,5 — 21,9 = -0,4%.
Расчеты показали, что в 2019 году рентабельность товарооборота предприятия снизилась на 0,4%. Определить, что именно поспособствовало такой динамике, невозможно. Для этого необходимо больше информации и финансовых документов.
Пример 2
Необходимо сравнить рентабельность продаж 2 предприятий. Известно, что они работают в схожих условиях: конкурируют на едином рынке, имеют приблизительно равные уровни доходов и расходов, работают в одной отрасли.
Вводные данные следующие:
Показатель (млн.руб) | Компания 1 | Компания 2 |
Выручка | 100 | 225 |
Себестоимость товаров | 20 | 35 |
Валовая прибыль | 80 | 190 |
Текущие расходы | 20 | 40 |
Операционная прибыль | 60 | 150 |
Процентные выплаты | 5 | 10 |
Прибыль до налогообложения | 55 | 140 |
Налоги | 25 | 60 |
Чистая прибыль | 30 | 80 |
Показатели для первой и второй компаний можно рассчитать следующим образом:
- ROS 1 = 30 / 100 * 100% = 30%
- ROS 2 = 80 / 225 * 100% = 35,56%
Расчет показывает, что вторая компания имеет более высокий уровень РП.
Пример 3
Для расчета показателя рентабельности продаж возьмем финансовые показатели за 2 года: 2017 и 2018. Даны следующие данные:
- 2017 год: доход – 3.3 млн. руб., чистая прибыль – 954 млн. руб.
- 2018 год: доход – 4.2 млн. руб., чистая прибыль – 1.1 млн. руб.
Подсчитайте, каким образом изменился показатель?
Производим расчет показателей за 2 года:
ROS 2017 = 954/3300 * 100% = 29,9%.
ROS 2018 = 1100/4200 * 100% = 26.2%.
Таким образом, изменение ROS следующее:
Дельта ROS = 26,2 % – 29,9 % = -3,7 %.
Расчет показывает, что за год показатель снизился на 3.7%. Определить, что именно стало причиной такого явления, можно только при помощи подробного анализа.
Объясняем смысл показателя
Рентабельность продаж – индикатор, отражающий финансовую эффективность компании. Особенно важен для небольших предприятий. Благодаря ROS можно объективно оценить состояние финансовых дел. Показатель отражает важнейший результат работы компании – реализацию основной продукции.
Для оценки деятельности предприятия необходимо использовать прибыль. Однако одного этого значения недостаточно для определения эффективности, из-за чего следует обязательно проводить расчет рентабельности товарооборота.
Важность показателя рентабельности продаж
Показатель РП помогает оценить эффективность любых сфер бизнеса. Также он необходим для определения потенциала в отдельных секторах экономики. Сегодня это общепринятый показатель благосостояния организации. Он необходим для:
- Инвесторов. Они могут оценить будущую прибыльность продукта или сервиса.
- Размещения на IPO. Это позволяет оценить акции.
- Реструктуризации кредитов. Предприятиям нужно предоставлять расчет значения, чтобы получит деньги под залог бизнеса.
- Инвесторов. По показателю можно сравнить планы и выбрать лучший из них.
- Владельцев бизнеса. Они смогут оценить состояние дел, выявить операционные проблемы.
Примечательно, что предприятия транспорта и розничной торговли обладают низкой рентабельностью. Это связано с тем, что у них наблюдается высокий оборот, благодаря чему и происходит компенсация коэффициента. Таким образом, высокая прибыль компенсируется объемами продаж.
Нормы рентабельности продаж
Запомнить нормативное значение просто, КРП>0.
Если показатель КРП (Коэффициент рентабельности продаж) оказался ниже нуля, следует пересматривать затраты на издержки или вовсе пересмотреть систему финансового контролирования на предприятии. Процент нормы зависит от сферы деятельности, в России нормативными значениями являются:
- Для сельского хозяйства – 11%;
- Для оптовой и розничной торговли – 8%;
- Cтроительство – 7%;
- Для добычи полезных ископаемых – 26%.
Если не предприятии низкий уровень рентабельности продаж, следует пересмотреть систему управления – повысить его эффективность. Обычно сделать это удается при помощи увеличения клиентской базы, оборачиваемости товаров и снижения затрат.
Рентабельность продаж – базовый финансовый показатель. Именно с ним на начальном этапе можно определить, насколько грамотно с экономической точки зрения происходит управление на предприятии.