Франшиза: что это такое и какую лучше выбрать в 2020 году

Бизнес по франшизе очень популярен в нашей стране, даже в 2020 году. Но прежде, чем вливаться в данное коммерческое направление, стоит узнать подробнее, что такое франшиза, как она работает на практике, какие преимущества и недостатки имеет. В этом материале мы также дадим топ самых выгодных франшиз, которые с успехом развиваются и работают в России.

Как работает франшиза

Что такое франшиза простыми словами

Франшиза (перевод термина означает «льгота») – это коммерческая модель ведения бизнеса между двумя предпринимателями. При этом один бизнесмен (франчайзи) покупает у другого бизнесмена (франчайзера) подробный план и систему ведения бизнеса, а также все рекламные и технологические материалы для его работы.

Разберем все эти понятия и определения подробнее, что они означают простыми словами.

Терминология простыми словами

  • Франчайзинг в бизнесе – способ аренды торговой марки.
  • Для франчайзера (продавца франшизы) термин означает возможность получить дополнительную прибыль, увеличить степень лояльности уже имеющихся клиентов к продуктам, бренду.
  • Франчайзи (покупатель франшизы) начинает предпринимательскую деятельность не с нуля, а по отработанной годами, эффективной базе. Соответственно, франчайзи – это приобретатель франшизы, а франчайзер – это ее продавец.

Франшиза что это такое

За возможность использования товарного знака, других наработок по франшизе франчайзи регулярно платит роялти – периодический взнос (уплачивают раз в месяц или ежеквартально).

Он взимается за обучение, консультирование, поддержку, обновление бренд-буков, технической карты, систематические продуктовые поставки.

Также франчайзер будет требовать паушальный взнос. Эта сумма вносится однократно в начале работы. Взносы рассчитываются индивидуально для каждого вида бизнеса.

Значение слова франшиза в бизнесе связано с конкретной предпринимательской схемой. При ней франчайзи покупает детальную готовую систему продвижения товаров, услуг, получают поддержку на время работы. Технологические, рекламные материалы, необходимые для продвижения, реализации товаров и услуг, франчайзер также предоставляет (по отдельному запросу или согласно условиям договора).

Иными словами, франчайзи использует торговую марку, оборудование, прочие наработки франчайзера и получает деньги, как от ведения собственного бизнеса.

Чтобы работать по франшизе и получать стабильный доход, нужны знания, стартовый капитал. Взносы обычно взимаются немалые – сначала стартовые (покупка разрешения, открытие дела) плюс роялти (регулярные взносы). Провалить уже готовое дело сложно, но при отсутствии предпринимательской жилки и четкого плана действий, можно. Поэтому начинать лучше в той сфере, в которой вы хотя бы что-то понимаете.

Материал по теме: Лучшие франшизы в России на 2020 год

Основные виды франчайзинга

Рассматривая вопрос, как работать по франшизе, нельзя не упомянуть доступные типы данных схем и не рассказать, что значит франшиза в каждом случае. У франчайзинга, как у любого другого направления бизнеса, существуют свои подкатегории:

  1. Товарная – франчайзи покупает разрешение подавать товары франчайзера. Договор регламентирует продуктовый ассортимент, условия его реализации, предоставления производственно оборудования. Также он затрагивает вопросы формы одежды персонала, особенностей сервиса, правил поведения в торговле.
  2. Производственная – франчайзер реализует оборудование, с применением которого франчайзи сможет начать собственное производство. Также дается право на покупку сырья, изготовление товаров. В договоре будут прописаны сроки, объемы, технологии выпуска, особенности бренд-бука.
  3. Сервисная – отвечает за отношения сторон в рамках предоставления услуг сервиса, образовательной сферы. Речь об открытии парикмахерских, школ, спортивных центров и других аналогичных заведений. Франчайзер предоставляет право работать под его именем, оборудование и контролирует качество предоставления услуг.
  4. Реже, но тоже используется смешанная бизнес-схема. Формат предполагает продажу права работать под именем франчайзера, предоставления лицензии на запуск дела. Договор будет регламентировать одежду для работников, рекламу, уровень качества товаров и услуг, способы контроля за ним. В данном случае, работать по купленной франшизе можно через собственную торговую сеть, гипермаркет.

Виды франшизы

Плюсы и минусы франшизы

Плюсы и минусы франшизы нужно понимать всем, кто планирует работать по данной схеме. В Штатах по ней трудятся (и весьма успешно) две трети компаний, поэтому американцы условия франшиз считают выгодными. Но подводные камни есть, иногда они портят и скорость открытия дела, и его относительную безопасность. В России объемов США нет, но постепенно показатель открытого по франшизе бизнеса растет.

«1С», «Спортмастер», «Х5» (в сеть входят продуктовые супермаркеты), METRO – это все бизнес, организованный по принципу передачи прав на продажу.

Поскольку схема ведения бизнеса набирает обороты, хотим подробнее рассмотреть плюсы и минусы франшизы.

При подобной рабочей организации бизнеса, риски закрытия минимальны. При этом использование чужого бренда не всегда дает франчайзи стабильный доход. Поскольку придется развивать чужой бренд, а не вкладывать ресурсы в собственный, предпринимателям с выраженными амбициями, лучше будет поискать другой вариант.

Плюсы и минусы
Раскрученный бренд сразу дает сформированную аудиторию и хорошую репутацию.
Максимально быстрый старт: доходы пойдут сразу после открытия.
Есть поддержка, обучение наставников – при появлении сложностей франчайзи может всегда рассчитывать на помощь.
Самый экономичный запуск – открывать готовую схеме дешевле, чем стартовать с нуля.
Затраты прописаны в договоре, вы сразу видите, сколько и за что платите, какой пакет услуг, профитов получите.
Не нужно тратиться на разработку рекламы – маркетинговые инструменты франчайзер предоставляет с пакетом других услуг.
Риски минимально возможные – франчайзи получает не гениальную в теории идею, а реально работающую схему.
Нет пространства для творчества у предпринимателя, работающего по заимствованной схеме.
Единственный способ – раскрутиться во франчайзинге, а потом заняться смежными направлениями для души.

Успех работы купленной франшизы зависит от корректности предварительного анализа рынка, правильного расчета выгод, окупаемости. Другой значимый фактор – ежедневный труд, прикладываемые предпринимателем усилия. Можно купить рабочий бизнес, но он не будет приносить доход при отсутствии грамотного подхода.

Сколько стоит франшиза

Определение франшизы в торговле – льгота на запуск (если говорить простыми словами). Отсюда делаем выводы – цена возможности поработать под чужим брендом будет зависеть от этого бренда. Компания франчайзер сама определяет, какие возможности предоставляет франчайзи, сколько это будет стоить. Обычно, чем популярнее марка, тем дороже стоит ее имя, и наоборот.

Цена франшизы зависит от факторов:

  • сроков окупаемости;
  • ежегодных и ежеквартальных показателей прибыльности;
  • раскрученности бренда франчайзера;
  • суммы паушального взноса.

Смотрите, что получает франчайзи по договору и какие траты ему придется нести дополнительно за счет своего бюджета. Все эти факторы покажут точные расходы и определят размеры прибыли. Брать во внимание только стоимость франшизы нет смысла.

Способы оплаты франшизы

Основной принцип работы схемы по франшизе в бизнесе: франчайзи получает привилегии за определенную плату. Способы внесения платежей – роялти и паушальный взнос.

Паушальный взнос

Паушальный взнос – цена франшизы, первоначальная сумма оплаты за нее. Возмещению в будущем она не подлежит. Размеры взноса разные, чем популярнее бренд, тем выше цена покупки франшизы.

Роялти

Значение слова роялти – регулярные платежи. Согласно прописанному в договоре графику, их можно вносить раз в месяц или квартал. Роялти франчайзи платит в течение всего периода действия договора.

По сути, это членские взносы, которые могут иметь вид процента от продаж (прибыли) или фиксированной суммы.

Топ 10 выгодных франшиз в России на 2020 г.

Рассмотрим ТОП 10 популярных российских франшиз, доступных для приобретения в 2020 году.

Чемпионика

Футбольная сеть школ для детей, которая занимает первые позиции в рейтинге Форбс в ценовой категории до миллиона рублей. Отделений более 500, они есть не только в России.

В месяц франчайзи будет платить около 5 тыс. рублей, за вход придется отдать 180 тыс.

Чемпионика

Этажи

АН с 20-летней историей работы. Франшиза подойдет действующим агентствам и начинающим бизнесменам. На старт с нуля уйдет 700 тыс. рублей, действующие агентства платят около 250 тыс. рублей. Пауша нет. Роялти – 4% от выручки в месяц.

Этажи

ТК СДЭК

Крупнейшая курьерская фирма в РФ, работает с 2000 года, филиалы есть в том числе за рубежом.

Вступительный взнос – 200 тыс. рублей, в среднем на открытие игроки рынка тратят еще 350 тыс. рублей. Роялти нужно платить после полугода успешной работы, сумма – 10% от полученной выручки.

СДЕК

AmaKids

Сеть детских центров для учащихся в возрасте 4-16 лет, работает с 2014 года. Есть очные и онлайн программы. Паушальный взнос – 150-350 тыс. рублей, на старт дополнительно нужно 250 тыс. рублей. Роялти – 10% от вырученной суммы средств.

Amakids

Популярная российская франшиза, существует с 2010 года. Направление деятельности – бухгалтерия малому бизнесу. Программы качественные, порог для входа демократичный. Первый взнос – 60 тыс. рублей, для старта нужно 500 тыс. рублей. Роялти – 5% от выручки.

1C

Helix

Ведущая сеть лабораторных исследований. Стоимость для вступления – 50 тыс. рублей. Старт потребует еще 700 тыс. рублей. Роялти – 2% от дохода, начиная со второго квартала ведения деятельности.

helix

Персональное решение

Сеть, осуществляющая подбор разнорабочих, грузчиков. Время работы на рынке – 11 лет. Партнерская сеть включает 250 отделения. Первый взнос – 260 тыс. рублей, для начала нужно будет арендовать офис. Роялти – 2% от выручки.

Персональные решения

 

33 пингвина

Сетевые кафе натуральных десертов и авторского мороженого, работают с 2004 года. Для вступления нужно 200 тыс. рублей, на старт – еще 700 тыс. Платежи роялти взимаются раз в квартал, сумма составляет 3 тыс. рублей.

33 пингвина

Вилгуд

Сетевая структура автосервисов, которые предоставляют широкий перечень услуг. Есть собственная платформа для максимальной автоматизации бизнес-процессов. Цена франшизы разная, находится в пределах 1 млн. рублей, для старта нужно не меньше 1.5 млн. Паушальный взнос – 350 тыс., роялти – 5% от дохода.

Вилгуд

Парижанка

Российские магазины белья (тоже сеть), известные с 1998 года. Для открытия магазина франчайзи нужно будет отдать 500 тыс. рублей, сама франшиза бесплатная, роялти нет.

Парижанка

Итоговая таблица рейтинга
Этажи
1
Чемпионика
0
AmaKids
0
0
Helix
0
Персональное решение
0
33 пингвина
0
Вилгуд
0
Парижанка
0
ТК СДЭК
-1

Как правильно выбрать франшизу и открыть бизнес

Чтобы начать зарабатывать под именем другого бренда, нужно знать, как работает франшиза, а также правильно выбрать франчайзера. Франшизами торгуют и крупнейшие бренды, и новички. Для совершения правильного выбора нужно:

  1. Понимать как работает конкретный бизнес по выбранной франшизе, какие преимущества получает по «льготе» франчайзи. Многие начинающие предприниматели считают схему беспроигрышным вариантом, что далеко от правды. Нужно изучить рынок, выбрать нишу, просчитать риски.
  2. Уточнить размеры обязательных платежей – паушального взноса и роялти. Условия компаний сильно различаются, сравните и выберите оптимальные для себя.
  3. Узнать, как давно франчайзер работает на рынке – новые компании сами часто едва держатся на плаву и просто не могут продавать качественные франшизы. Минимальный возраст проверенного партнера – 5-10 лет.
  4. Почитать отзывы – обычно в свободном доступе их много, есть положительные и отрицательные оценки. Смотрите при выборе не на эмоции, а на факты.
  5. Выполните конкурентный анализ – промониторьте интересующую рыночную нишу, посмотрите, что за компании в ней представлены, какие показатели имеет каждая.
  6. Проанализируйте условия договора – на предмет подводных камней. Сразу обсудите все детали, непонятные моменты. Торговая марка, под именем которой вы планируете работать, обязательно должна быть зарегистрирована в общих базах.
  7. Оцените размеры инвестиций – реальные, а не указанные в договоре. Франчайзи для запуска часто приходится нести немалые траты (аренда, покупка, оборудования, пр.). Узнайте, что из этого предлагает франчайзер, а какие расходы лягут на ваши плечи.

Из топ франшиз выбирать всегда надежнее, поскольку это проверенные компании. Подготовьте документы, выберите помещение, продумайте в нем ремонт, отделку, найдите сотрудников, поставщиков. Когда это будет сделано, можно запускать бизнес. Стандартно все упомянутые действия затягиваются на несколько месяцев. Иногда есть смысл обратиться за помощью к профессионалам.

Заключение и видео по теме

Покупка готового бизнеса минимизирует риски потери средств, но не исключает их полностью. Важно правильно выбрать компанию франчайзера и просчитать оптимальную сумму вложений (нужен капитал для старта).

Чтобы еще лучше разобраться в теме, посмотрите полезное видео.

Оцените статью
Бизец
Добавить комментарий

Adblock
detector